Июл 102012
 

Сочиняя музыку, важно иметь представление об особенностях звучания трех разновидностей минорного (и мажорного) лада. Потому что ряд художественных задач невозможно решить при неправильно выбранном ладе. Я пока что упущу из рассмотрения гаммы и перейду сразу к гармонии, к особенностям звучания субдоминанты и доминанты.

В чем же различия? В мажорности или минорности аккордов. Посмотрим таблицу аккордов на примере ля-минора.

 Строение аккордов на ступенях минорной гаммы

 

Как строго это используется?

Чаще всего, в музыке используются аккорды натурального минора, но в отдельных тактах берутся из мелодического и гармонического. К примеру, встретить увеличенную третью ступень очень сложно, хотя сам гармонический минор — сплошь и рядом.

 

Наиболее важными ступенями являются I, IV и V (тоника, субдоминанта и доминанта), поэтому рассмотрим сначала именно эти ступени. Тонический аккорд всегда неизменен, чего нельзя сказать о двух других.

 

Минорная доминанта (доминанта натурального минора)

Углубляет, как бы обволакивает мелодию. Способствует ее размеренности, неспешности. Чаще употребляется в середине музыкального построения, а не в конце, потому что является более устойчивой, чем другие аккорды доминантовой группы. А в конце чаще встречается либо гармоническая доминанта, либо другой аккорд доминантовой группы.

Примеры:

  • Modern Talking — You’re My Heart, You’re My Soul (куплет C#m G#m C#m G#m …)

    Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

  • Notre Dame de Paris — L’enfant Trouve (начало — Em G Hm D H )

    Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

  • Within Temptation — Hand Of Sorrow (куплет — Fm Cm Eb Cm Db Eb )

    Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

 

Мажорная доминанта (доминанта гармонического или мелодического минора)

Чаще всего, в современной музыке используется именно такая доминанта.  Если мелодия подчеркивает гармоничность минора (акцентируется повышенная VII ступень), либо бас удваивает терцовый тон, то мажорная доминанта создает барочное, неоклассическое, изящное, в чем-то — вязкое и немного волшебное звучание. В других случаях, она воспринимается совершенно неприметной, например — в русском шансоне, в дворовой и блатной песне, в частушках.

  • Пример неоклассического звучания: Europe — Seven Doors Hotel (припев Em H G D H/D# Em …)

    Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

  • Пример в русском шансоне: Михаил Круг — Мурка (припев Am Dm E Am A7 Dm E Am)

    Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

 

Минорная субдоминанта (субдоминанта натурального или гармонического минора)

Наиболее часто употребима. Создает узнаваемое, грустное, распевное, лиричное звучание.

Примеры:

  • Кипелов — Я свободен (куплет Hm Em Hm Em Hm A)

    Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

  • Валерий Меладзе — Не тревожь мне душу, скрипка (припев Dm Am Hdim E7/G# Am )

    Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

 

Мажорная субдоминанта (субдоминанта мелодического минора)

Ее появление очень заметно и иногда определяет стилистическую принадлежность. К примеру, фолк со скандинавским уклоном часто использует такой вариант субдоминанты.  За счет внезапного появления мажорного аккорда в минорной гармонии создается светлое, романтичное настроение с легким оттенком печали.

Примеры:

  • Мельница — Дорога сна (вступление — Em A Em A G F#m D A Hm F#m G G/E; куплет — Em A Em A G F#m Hm H);

    Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

    обратите внимание и на F#m — минорный аккорд на второй ступени. Как видно из таблицы, это тоже признак мелодического минора, как и мажорная субдоминанта.

  • Мельница — Дороги (1 куплет — Am D Dm Am Em F Em )

    Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

  • Ария — Осколок льда (конец припева и начало проигрыша — F G D Dm … )

    Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

  • Michael Jackson — Earth Song (куплет — Abm Db Abm Db Abm Db Eb, припев — Abm Db Abm Db … )

    Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

 

Гармонизация аккордами, когда бас удваивает не основной тон

Часто бывает, что бас дублирует не основной тон аккорда, а терцовый или септовый. Этот прием создает очень яркое, богатое, возвышенное и красивое звучание. Чередование натурального и мелодического ладов дает возможность спускать бас от тоники по полутонам до VI ступени. Подробнее я расскажу об этом в отдельной статье.

Примеры:

  • Григорий Лепс — Лабиринт (куплет — Gm D7/F# F C/E Gm D7/F# Cm Cm/B F/A …)

    Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

  • Deep Purple — Highway Star (первое арпеджио в клавишном соло, Am E/G# G D/F# … )

    Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

  • Мельница — Гори, Москва! (третья строка припева, Am D7/F# F G)

    Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

 

Чтобы лучше разобраться, попробуйте поиграть и попеть примеры. Затем, попробуйте поимпровизировать на последовательности с разными видами доминанты и субдоминанты. Опишите сами для себя в двух словах, как звучит каждая разновидность.

Не стоит полагать, что гармония окончательно формирует настроение и окраску музыки. Конечно, очень многое зависит от мелодии и от аранжировки. Но зная отличия в звучании этих аккордов, можно хорошо подготавливать почву для будущей мелодии. Либо корректировать мелодию, чтобы она лучше уложилась в нужное настроение, чтобы она более точно передала художественный замысел.

В дальнейшем, я планирую рассмотреть звучание аккордов других ступеней для трех видов минора. А также аккорды всех ступеней в мажоре. Кроме этого, планирую разобрать более детально некоторые примеры из этой статьи.

  •  
Комментарии:

 Прокомментировать