Сегодня я хочу разобрать очень красивый романс из репертуара Григория Лепса, песню «Лабиринт». Кстати, вчера он отмечал день рождения:) Пусть эта статья будет своеобразной данью уважения его творчеству! Музыку написал Андрей Мисин, член Союза композиторов России, автор многих популярных песен. Текст сочинен не менее маститым автором — Кареном Кавалеряном.
Для тех, кто ранее не сталкивался с гармоническим анализом — пара слов об анализе…
Песня «Лабиринт» достаточно богата гармониями, поэтому сегодня я не успею рассмотреть ее целиком. Послушайте:
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Для наглядности, я записал в нотах мелодию и аккорды к ней. Я не учитывал все дополнительные звуки, которые присутствуют в аранжировке. Записал только то, что, на мой взгляд, является определяющим в звучании. Гармония выписана так, как ее обыгрывает гитара в аранжировке — без голосоведения. Над нотами указаны названия аккордов, а над ними — их функции и ступени.
Итак. Вот структура песни, возникающая в голове после прослушивания записи:
- Вступление
- A — Инструментальная тема
- B — Куплет 1
- C — Припев 1
- Проигрыш
- B — Куплет 2
- C — Припев 2
- A — Инструментальная тема
- C — Припев 3
- Окончание
Буквами помечены основные мелодические фрагменты, создающие «лицо» этой песни. Видно, что их всего 3. Тем не менее, каждое новое повторение значительно отличается от предыдущего. Разберем их подробнее.
1. Вступление
Вступление в песне состоит из 1 аккорда (1-2 такты). Gsus2 — тонический аккорд, где вместо терцового звука содержится неустойчивая большая секунда. Создает задумчивое, тревожное звучание. Прием звукоизвлечения «арпеджиато», которым взят аккорд, усиливает задумчивость. Этот аккорд — не минорный и не мажорный. Он неопределенный. И он задает, в некотором смысле, неопределенность, как художественный образ.
Обратите внимание, что звукорежиссер тоже подчеркнул задумчивость — добавил делэй (легкое эхо) на этот аккорд.
2. A — Инструментальный тема
Инструментальная тема (такты 3-10) в общем виде гармонизована так: t D II t | VI III s III D t (что это значит?). Разберемся, как автор придает этой гармонии более индивидуальное звучание.
Такты 3-6.
Пока тонический аккорд продолжает звучать, бас двигается с I ступени на III. Это добавляет неустойчивости аккорду, тем самым создавая задумчивое настроение. Таким образом, в 3 такте мы имеем: t t/III.
В самом простом случае, при переходе на следующий аккорд — на доминанту, бас должен был бы перескочить с III на V ступень. Скачек вверх создал бы ощущение размаха, которое не подходит для начала задумчивой песни. Скачек вниз прозвучал бы довольно грубо (из-за большого интервала) и слишком уверенно. Все это тоже не подходит для нужного образа. Автор выбирает для баса в доминанте II ступень гаммы. Это — квинтовый тон доминанты. С одной стороны, переход всего на пол тона звучит очень ненавязчиво и спокойно. С другой стороны, поддерживается неустойчивость аккордовой последовательности, начатая в 3 такте и отлично подходящая для художественного образа. Мы имеем в 4 такте: D/II.
В 5 такте использован аккорд II ступени. Известно, что это уменьшенный аккорд, имеющий довольно острое звучание. Композитор добавляет к нему септовый звук, что усиливает его яркость и неустойчивость. Можно сказать, что этот аккорд наполнен трагизмом, безутешным горем. Бас мог бы не двигаться, поскольку находился на II ступени в предыдущем такте, но автор перемещает его на терцовый тон нового аккорда, на IV ступень гаммы, а затем возвращает обратно на II. Без этого хода музыка звучала бы более статично. А с ним — лирический герой как бы перебирает равнозначно грустные варианты — может так (бас на IV), или так (бас на II)… Также, возврат баса на II ступень готовит следующий аккорд — тонику. Мы имеем в 5 такте: IIум.7/IV IIум.7
Еще стоит заметить, что в этом аккорде в аранжировке отствует (V-) ступень. Может быть, аранжировщик (или исполнитель) решил сделать более прозрачным этот аккорд, что вполне вписывается в общее настроение.
Также, надо заметить, что этот аккорд может быть рассмотрен как D7/IV. В этом случае опущен основной тон аккорда — V ступень гаммы. На мой взгляд, под музыкальный образ больше подходит рассмотрение этого аккорда как аккорда II ступени.
И вот, в 6 такте безысходный аккорд окончательно закрепляется, разрешившись в бескомпромиссную тонику. Бас двигается на III ступень, как и в 3 такте. В этот раз скачкообразное перемещение баса готовит «решительный» аккорд 7 такта.
Такты 7-10.
Дальнейшие размышления лирического героя полны решимости. 7 такт начинается с аккорда VI ступени. Этот аккорд отличается от тонического всего одним звуком (Eb вместо D). Надо отметить определенную перекличку с предыдущим тактом: бас в 6 такте играет G, Bb, а в 7 — Eb. Это и есть ноты аккорда VI ступени. То есть, аккорд готовится еще с предыдущего такта, поэтому звучит очень слитно.
Затем бас поступенно спускается и к концу построения приходит в тонику. Другие примеры подобного движения были рассмотрены в статье «Гармонизация аккордами, когда бас удваивает не основной тон«. Далее в 7 такте мы имеем аккорд III ступени с басом на V.
В 8 такте спуск баса продолжается. S, затем III ступень. Но в этот раз бас дублирует основной тон III ступени. В аранжировке в этом аккорде присутствует квартовый звук (обычно записывается на октаву выше, как ундецима, или add11). И отсутствует квинтовый. Наличие кварты вносит в аранжировку больше смятения, поскольку звучит несколько кашеобразно. Опять же, это довольно хорошо для кульминации фрагмента задумчивой и немного трагичной песни.
В 9 такте бас оказывается на II ступени и входит в состав доминантового аккорда. В середине такта происходит скачек баса вниз, на V ступень, что делает аккорд более четким и ставит точку в кульминации. Можно было бы сразу перейти к V ступени в партии баса, но тогда не был бы поддержан начатый ранее поступенный спуск. Всегда лучше поддержать в продолжении композиции начатые ранее идеи и мысли. Они уже осознаны слушателем и будут восприняты как «старые добрые знакомые».
Разрешение в тонику в 10 такте завершает инструментальную тему из песни «Лабиринт». В 10-11 такте содержится переход к куплету. Надо отметить, что решительный конец инструментальной темы вновь удобрен порцией неопределенности — в переходе тонический квартсекстаккорд чередуется с тоническим sus2 аккордом.
В следующей статье я проанализирую куплет и припев этой песни. Чтобы лучше разобраться в изложенном материале, играйте разобранный фрагмент и пробуйте его упрощать. Услышьте, как он мог бы звучать в самом примитивном виде. Попробуйте сыграть все рассмотренные альтернативы. Придумайте свои.
Скачать ноты, использованные в статье: https://songwritter.ru/audio/120717/leps_labirint.pdf
Послушать ноты в миди:
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Похожие записи
Комментарии: |