Авг 102012
 

В прошлой статье я рассказал про микрофон Shure SM58, который, по моему мнению, должен быть в наличии у каждого музыканта. Теперь нужно сказать пару слов о подключении микрофона к компьютеру и о коммутации звукового оборудования в целом. На всякий случай повторю, что эта статья нацелена на музыкантов, а не на звукорежиссеров.

Существует много разных типов разъемов и кабелей, но я расскажу только о тех, которые могут реально понадобиться обычному музыканту. Без физики.

 

Типы подключения устройств

  • Не балансное
    Самые обычные. Два провода. Один канал — сигнал, другой — земля. В роли земли может выступать оплетка. Так подключается, например, гитара. Или предусилитель к усилителю. Наушники также имеют не балансное подключение, только у них два канала (поэтому провода не два, а три).
     
  • Балансое
    На один канал используется 3 провода. Земля, плюс и минус. Смысл — в помехоустойчивости. На плюсе и минусе один и тот же сигнал, но с разным знаком. При суммировании плюса и минуса должен получаться ноль. Но если появилась помеха, то она окажет одинаковое воздействие на оба сигнала. Таким образом, их суммирование даст не ноль, а удвоенную ошибку. И если вычесть эту ошибку из плюса, то получится неискаженный сигнал.Такое подключение используется в профессиональных микрофонах, а также иногда при коммутации профессионального оборудования.

 

Кабели

И для балансного, и для небалансного подключения, как правило, используются т.н. микрофонные кабели. Они содержат экран из фольги, оплетку и две жилы. Для небалансного подключения одну из жил не подключают, соединяют с оплеткой (землей) или со второй жилой. Для балансного — используют обе жилы как плюс и минус, и оплетку как землю.

Стоит упомянуть спикер-кабели. Они используются для подключения динамиков к усилителям. Отличаются от микрофонных более крупным сечением (для передачи более мощного сигнала).

 

Разъемы

  • TRS, TS, 1/4-джек, 6.25мм или большой джек
    Самый распространенный разъем. Аббревиатура расшифровывается как Tip-Ring-Sleeve (Кончик-Кольцо-Гильза). 1/4 — означает четверть дюйма.На картинке справа: 1 — Sleeve, земля; 2 — Ring, сигнал 1, 3 — Tip, сигнал 2; 4 — изоляция.

    TRS — для стерео (или балансного) подключения, TS — моно (небалансное). Используются, например, для гитар и промежуточной коммутации профессионального оборудования.
     

  • TRS, TS, 3.5мм или миниджек
    Аналогично, только другого размера. Наушники для плееров подключаются чаще всего именно таким разъемом (еще бывают 2.5мм миниджеки, но встречаются реже). Такие же гнезда и во встроенных звуковых картах компьютеров.
     
  • XLR-джек
    Используются для балансного подключения. Самое распространенное устройство — микрофон.

Подробнее про разъемы хорошо написано здесь.

 

 

 

Переходники и размножители

В профессиональной студии обычно вообще не используются 3.5 миниджеки, а всевозможные варианты кабелей уже распаяны и на любое устройство есть готовый. В домашней же студии, во-первых, более вероятно использование непрофессионального оборудования, а значит — и миниджеков. Во-вторых, не выгодно заготавливать десятки кабелей с разными разъемами. Поэтому используют переходники. Для наглядности, разъем, который вставляют, называют «папой». А гнездо называют «мамой». Вот наиболее употребляемые в домашней студии варианты переходников:

  • Переходник с 6.25-папы на 3.25-папу (большой джек на миниджек)
    Применим для подключения микрофона или гитары во встроенную звуковую карту.
  • Переходник с 3.25-папы на 6.25-папу (миниджек на большой джек)
    Используется для подключения наушников к 1/4-дюймовым входам профессиональной аппаратуры.
  • Переходник с XLR-мамы на 6.25-папу
    Может быть использован для записи гитары через XLR-кабель, либо для подключения микрофона к 1/4-дюймовому гнезду.
  • Переходник с 6.25-папы балансного на 6.25-папу небалансного
    Может быть использован для записи гитары через стереокабель.
  • Размножитель с папы на 2х пап (3.5 и 6.25)
    Может быть использован для подключения нескольких наушников в одно гнездо.

 

Купить распаянный кабель или распаять самому?

Однозначного ответа нет. Если Вы планируете много коммутации, дешевле будет паять самостоятельно, потому что распаянные кабели часто стоят существенно дороже своих компонентов. Да и не всегда можно легко найти кабель с нужной распайкой.

Много пишут о том, что заводская пайка более качественная, дает меньше потери сигнала. В теории — да. На практике встречал не раз устройства и кабели, которые лучше пропаять еще раз самому, чтобы не развалилось:)) Да и разница в качестве пайки принципиальна на аппаратуре более высокого уровня, чем в домашней студии.

 

Подключение микрофона к компьютеру

В продолжение предыдущей статьи. Понадобится кабель, на одном конце которого XLR-мама, а на другом — 6.25-папа. Далее, на папу надевается переходник (на одном конце — 6.25-мама, на другом — 3.5-папа). И этот переходник подключается к микрофонному входу компьютера. Ну а XLR — в микрофон.

Толстый и тяжелый кабель будет провисать на хлипком 3.5 гнезде компьютера. Конечно, он его не выломает, но погнуть может. Возможно, придется что-то подложить под кабель — например, стопку книжек=)

 

Личный опыт использования кабелей и разъемов

В начале своей музыкальной деятельности я покупал готовые кабели. Тогда еще не искал различий между изготовителями, но все, что мне встречалось, не давало принципиальной разницы между друг другом.

Позже я начал создавать домашнюю студию звукозаписи и применять нестандартные решения при коммутации на репетициях. Тогда-то и начал читать о кабелях и экспериментировать с ними. В итоге вот на чем я остановился.

Микрофонные кабели для записи и коммутации студийного оборудования марки — Canare. Выбрал опираясь на исследования, описанные в этой статье, а также — на отзывы знакомых. Стоимость — порядка 85 руб/м. Дорого, но качественно. Хорошо сплетенная, плотная оплетка исключает переломы жил кабеля, если много его крутить и дергать (что постоянно происходит с дешевыми кабелям). В Петербурге купить можно в магазине ISPA, Марата 25.

Микрофонные кабели для удлиннителей наушников, репетиционной коммутации и других не очень важных случаев — Premier. Выбрал их по принципу дешевизны. Покупаю их в Питере на Юноне, там много ларьков, где их можно купить. Причем, в некоторых дешевле. Последний раз закупался в 2010 году и брал их по 30 руб/метр. Как раз для репетиционной точки и брали тогда. Вполне экономически оправдано.

Спикер-кабели для гитарного усилителя и кабинета — Cordial. Выбрал по тому же принципу, что и Canare. Покупаю тоже в ISPA.

Мамы и папы 6.25 беру на Юноне. Уже не помню, сколько они там стоят, но дешево. Noname, как говорится:) Кажется, в 2010 году брал по 20 рублей за штуку. Есть какой-то ларек, от центрального входа левая аллея, по левой стороне вблизи входа ларек с закрытым верхом, со входом. То ли до первого перекрестка, то ли после. Там есть всё для дешевой коммутации. Джеки хоть и с ощутимой долей брака, не очень продуманные для пайки, но вполне долговечные и удобные. Прилагаю фото тех, которые я использую. Мамы — обязательно с металлическими корпусами, пластиковые очень низкого качества. На фото — те самые разъемы, которые я покупаю на Юноне.

Мамы и папы 3.5 — аналогично. Только металлические (светлые или желтые — не особо важно, хотя партии желтых, которые мне попадались — оказывались более плотно сидящими друг в друге), никакого пластика.

Мамы и папы XLR — аналогично.

6.25-папы для спикер-кабелей, XLR для студийных микрофонных кабелей; а также разъемы, которые часто дергают туда-сюда, и угловые джеки — Neutrik. Беру в ISPA. Дорогие (до 200р за штуку), но надежные и удобные в пайке.

Всевозможные переходники беру либо на Юноне, либо в Зурбагане (Сенная пл., д.5). Последний предпочтительнее — находится в центре, всегда всего много.

Готовые кабели можно взять в любом музыкальном магазине. Например, «Шоу-мэн» на Техноложке, «МузТорг» на Сенной, «Yamaha» на Владимирской или любой другой.

 

В общем, теперь я рассказал и о подключении микрофона к компьютеру, и о видах кабелей и разъемов в целом, и можно теперь вернуться к нашей записи, но уже подразумевая наличие подключенного хорошего микрофона:)

  •  
Комментарии:

 Прокомментировать