Сен 052012
 

Приветствую Вас, дорогие читатели! Сегодня я хочу вернуться к теме гармонического анализа. Дело в том, что мне попалась одна из новых песен группы известного отечественного рок-гитариста Сергея Маврина — «Иллюзия». Музыка очень яркая, насыщена множеством гармонических изысков. И наряду с этим вокальная мелодия крайне простая и запоминающаяся. На примере припева этой песни я хочу немного поговорить об отклонениях в другие тональности и о побочных доминант аккордах (и как их разновидности — побочных доминантсептаккордах).

Куплеты и проигрыши этой замечательной песни я пропущу, потому что там используются совсем другие художественные средства. Остановимся на припеве. Вот фрагмент оригинала:

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Я записал его в клавирной форме для наглядности. Вот ссылка на ноты, а вот как это звучит без аранжировки:

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

 

Отклонение в тональность субдоминанты

Итак, припев песни «Иллюзия» Сергея Маврина состоит из 2х квадратов по 4 такта, которые повторяются два раза подряд без изменений. Первый квадрат написан в до-миноре, но второй отклоняется в фа-минор — тональность субдоминанты.

Модуляция и отклонение в тональность субдоминанты (как и доминанты) являются очень распространенным явлением. Потому что IV и V ступени являются более устойчивыми внутри тональности, чем любые другие (еще достаточно устойчива ступень параллельной тональности).

Самый удобный способ сменить тональность — подготовить модуляцию побочным доминантсептаккордом (или просто доминант аккордом). Побочным называется аккорд, выполняющий функцию по отношению к любой нетонической ступени лада. Таким образом, переход из до-минора в фа-минор может быть осуществлен следующим образом: I D->IV IV. Если записать аккордами, то: Cm C Fm. Аккорд C отсутствует в тональности до-минор, но является доминантой (аккордом V ступени) к Fm. Усилить тяготение можно добавив септиму: Cm C7 Fm.

Именно такую конструкцию мы видим в песне «Иллюзия»: в 5 такте появляется C7 — доминантсептаккорд к последующему фа-минору. Стоит обратить внимание, что C7 появляется не внезапно, а с задержанием терцового тона. Нота ми-бекар отсутствует в тональности до-минор, а аккорд Csus4 задерживает терцовый тон сверху, причем одинаково как для до-минорного аккорда, так и для до-мажорного. Таким образом, появление нетонального звука ми-бекар подготавливается заранее. Ну, а наличие задержания терции сверху придает музыке особую пышность.

Второй квадрат припева «Иллюзии» является секвентивным повторением первого, но в другой тональности (сохраняются те же мелодии и гармонии, но от другого звука). А заканчивается он появлением доминант аккорда к основной тональности до-минор (аккорд G появляется тоже с задержанием терцового тона сверху).

 

Побочный доминантсептаккорд

Побочный доминант аккорд не обязательно предвосхищает модуляцию или отклонение. Он может просто подготавливать следующий аккорд внутри тональности. Приведенный ранее пример I D->IV очень часто встречается в эстрадной музыке именно без последующего отклонения. Вплоть до дворовой музыки (например, известная песня Сектора Газа — Демобилизация, куплет; там такая последовательность: Gm G7 Cm Gm D Gm; или Мурка в исполнении Михаила Круга: Am Dm E Am A7 Dm E Am).

В песне Маврина «Иллюзия» присутствует более сложное появление побочного доминант септа. В 8 такте появляется аккорд VI ступени Db. И по музыке было бы логично продолжить гармоническое движение к VII ступени. Но следующим аккордом оказывается B7. Откуда он тут? Ведь его нет в тональности фа-минор! А за ним идет вообще Gsus4 и G, доминантой к которым он никак не является…

Это доминантсептаккорд к отсутствующей VII ступени. То есть, дальше явно должен был быть аккорд Eb, но его нет и вместо него — доминанта к основной тональности (к до-минору). В теории — запутанно, а звучит очень красиво, не правда ли? Подобные побочные доминант септы могут встречаться перед любыми аккордами, стимулируя гармоническое движение. Конечно, если доминанту к отсутствующей ступени везде использовать не получится, но в некоторых местах это дает очень необычное и красивое звучание.

Важным связующим элементом между Db B7 и Gsus4 G является бас. У Маврина бас в аккорде B7 берется на терцовом звуке (B7/D). Это на малую секунду выше, чем в Db. Но это не вся связь! Что такое нота ре для тональности соль-мажор? Это V ступень. То есть, B7/D с одной стороны тяготеет к отсутствующему Eb, а с другой стороны — к этому самому присутствующему Gsus4 и G! Именно за счет баса.

Конечно, в B7/D можно узреть и другую связь с G, но она весьма неявная. B7/D иначе может быть записан как Ddimadd6- (ре уменьшенный с добавленной малой секстой). Отбросив сексту получаем Ddim. Это минорная доминанта к соль мажору в случае понижения второй ступени (ля в ля-бемоль). Такое встречается, например, во фригийском ладу. Но на слух эта связь почти не ощущается.

Любопытно, что по тексту песни после доминанты к отсутствующей ступени следует «но ты лишь иллюзия». Это совпадение (или не совпадение?) усиливает художественный эффект. Думали про одно, а оказалось другое. Иллюзия!

 

Бас на не основных звуках аккордов

Еще одной особенностью песни «Иллюзия» является присутствие удвоения басом терцового тона аккордов. Об этом уже была отдельная статья, поэтому я просто укажу такты и не буду описывать подробно. Во 2 и 4 тактах аккорд V ступени с басом на VII. Аналогичная ситуация в 6 и 7 тактах в тональности фа-минор.

 

Клавир припева …

Вот и всё, что я хотел рассказать об этой музыке! Надеюсь, было интересно. Подписывайтесь на блог и пишите отзывы в комментариях — так мы сможем сделать новые статьи еще информативнее и полезнее!

Вам может быть также интересно:

  •  
Комментарии:

 Прокомментировать