Июл 172012
 

Сегодня я опубликую первый анализ песни в своем блоге. И поэтому, я поясню суть дела для тех, кто ранее никогда этим не занимался. Единственный способ научиться быстро, ярко и непохоже на других излагать свои музыкальные мысли — постоянно разбирать на кирпичики всевозможную музыку. Пытаться понять, почему композитор использовал тот, а не иной аккорд. Почему он повторил фрагмент мелодии от другой ступени или в другой тональности. Для чего была сделана модуляция и как она подготовлена. Как все это подчеркнул аранжировщик, как воплотил в жизнь исполнитель, звукорежиссер…

Гармонический анализ подразумевает разбор аккордовых последовательностей, сопровождающих мелодию. У каждого аккорда есть своя гармоническая и художественная функция. Знание многообразия возможных функций, умение их метко применять в существенной степени и различает композиторов-профессионалов от новичков.

Под композиционным анализом я понимаю связь и взаимодействие между фрагментами произведения. Какие части можно выделить у конкретной песни? Как изменяется мелодия в новых проведениях? Какой драматический эффект достигается именно такой стыковкой фрагментов?

Гармонические функции: T, S, D

В будущем, я напишу для тех, кто занимается этим впервые, отдельную статью. Сейчас же поясню вкратце (весь этот материал есть в учебниках и в сети).

Существует три гармонические функции — тоника (T), субдоминанта (S), доминанта (D). Тоника — самый устойчивый в гармонии аккорд, аккорд на первой ступени. Доминанта — самый неустойчивый, напряженный аккорд (аккорд V ступени), требующий скорейшего разрешения (перехода) в тонику. Субдоминанта — подготавливающий доминанту аккорд (аккорд IV ступени). Когда мы говорим о минорном аккорде, пишем маленькую букву (t — минорная тоника). Соответственно, D в минорной тональности — гармоническая доминанта.

Почти любую мелодию можно гармонизовать этими тремя аккордами. Гитаристам хорошо знакомо: Am Dm E Am. Это — полный гармонический оборот в ля-миноре, t s D t. Но многообразие музыки проявляется тогда, когда используются различные ступени гаммы для построения аккордов. С одной стороны, в аккорды могут добавляться звуки, не входящие в трезвучие. С другой стороны, аккорды могут быть построены на любой ступени, включая альтерированные. Определенный навык требуется, чтобы увязать такие сложные аккорды друг с другом, чтобы все вместе звучало гармонично (отсюда и понятие — «гармония«). Аккорды кроме T,S,D записываются номерами ступеней, от которых они берутся. Например, III в ля-миноре — это до-мажорный аккорд.

Подразумевается, что бас удваивает основной звук аккорда на октаву ниже. Если это правило нарушается, ступень баса указывается через косую черту. Например, D/II в ля-миноре — ми-мажорный аккорд с басом на ноте си. В статье «Гармонизация аккордами, когда бас удваивает не основной тон» я рассказывал об этом подробнее.

В зависимости от конфигурации и последовательности аккордов создается то или иное музыкальное настроение.

  •  
Комментарии:

 Прокомментировать