Авг 202012
 

Монтаж голоса является стандартной процедурой в современной звукозаписи. Иногда во всяких интервью с продюсерами можно услышать, что какая-то песня была записана по словам. Непосвященному человеку странно и дико это слышать — как это так, по словам? Разве певец не должен прийти и исполнить все от начала до конца?

Если певец — профессионал высокого уровня, то да, в студии он готов просто спеть от начала до конца пару раз, после чего можно будет выбрать наиболее удачный вариант и оставить его. И именно так и было до перехода на цифровые технологии.

Когда компьютеры еще не использовались в студии звукозаписи (переход на цифровые технологии произошел в 90х, в начале 2000х), все записывалось на магнитную ленту. Лента была дорогой, а при каждой повторной записи на нее качество звука ухудшалось. Кроме этого, было немыслимо записывать маленькими фрагментами. Ведь чтобы склеить их — нужно с одной ленты переписывать на другую. Нужно в точный момент времени выключить одну ленту и включить другую. Муторная и не быстрая работа. Перезапись отдельного слова в песне была редким явлением. Переписывать приходилось законченными музыкальными фразами, или вообще целыми куплетами (то же самое касается и любых музыкальных инструментов).

Уровень исполнителей был выше — слабым было просто не записаться так, чтобы это можно было слушать. Но мир изменился, сейчас все иначе. Хорошо это или плохо — философский вопрос. Но записанные фрагменты можно нарезать, двигать и клеить как угодно. И это удобно!

Для слабых музыкантов или любителей это путевка в жизнь. Они тоже могут представить широкой публике свое творчество. Пусть в живую у них так и не получится. Для профессионалов это ускорение работы над альбомами. Все спел от начала до конца хорошо, про запорол несколько слов? Просто перепиши эти слова. Вставить их в хороший дубль — пара секунд.

 

Технически в монтаже голоса нет никаких сложностей и не нужно разбираться с особыми программами, как в случае с тюнингом вокала. Все сводится к разделению аудио фрагмента на части, передвижению, обрезанию лишнего и стыковке оставшегося. И не нужно быть звукорежиссером, чтобы хорошо отредактировать голос в Samplitude.

Тем не менее, можно ускорить процесс монтажа, если хорошо разобраться, какие ситуации и приемы бывают. Сегодня я расскажу о ситуациях, а в следующий раз — о приемах.

 

Склейка между фразами

Самый простой случай, когда дубли разрезаются в паузах и составляется финальный вариант из фрагментов разных дублей. Вполне оправданно записать сначала один такой фрагмент, а затем другой.

Есть противники записи фрагментами. Они считают, что теряется эмоциональная цельность исполненной партии, если она исполнена не от начала до конца в один дубль. Действительно, некоторые редкие задумки сложно писать по частям именно по этой причине. Но в 99% случаев любая эмоция незаметно разрезается и склеивается (если все правильно делать).

При монтаже между фразами стоит обратить внимание на прием звукоизвлечения. И на положение артиста относительно микрофона (положение смычка, положение медиатора относительно порожка и т.д.). После паузы или в разных дублях часто бывает, что положение другое и немного меняется окраска звука. Чаще всего после сведения такая разница не заметна, но бывают случаи, когда важно сохранить цельностью звукоизвлечения 1 в 1.

 

Склейка между словами

Часто бывает, что непрофессиональный артист плохо исполняет только отдельные ноты, а не всю фразу. Тогда в дело идет монтаж между словами или между слогами (для инструментов — между нотами со штрихом легато). Как правило, увеличивают масштаб отображения аудио сигнала, находят микропаузу (место, где график сигнала переходил через 0 по вертикали) и режут\клеят слова именно по таким местами.

Если различие звукоизвлечений или настроений в разных фразах не очень заметно, то между словами одной фразы — очень заметно. При отборе дублей можно сразу же отбраковывать те, где общая манера не совпадает с целевым дублем. Тем не менее, само слово может быть произнесено по разному. Часто чтобы понять, получается ли склейка, нужно склеить и прослушать (это отнимает время).

Иногда между словами вообще нет паузы — приходится клеить между слогами (см. ниже).

 

Склейка между слогами

Иногда бывает, что часть слова спета очень хорошо, а часть плохо. Или в одном дубле ошибка в начале слова, а в другом — в конце. И нет возможности взять целое слово из одного дубля. И вот тут уже начинается монтаж, как таковой.

Бывает, что слоги спеты отрывисто. Либо из-за фонетических особенностей текста между слогами есть микропаузы. Тогда принцип тот же, что и в склейке между словами. Но в другом случае, когда пауз нет, все чуть сложнее.

Сначала находится место разреза. Чаще всего его видно визуально — амплитуда разных букв не одинакова. Оба дубля размещаются на соседних дорожках, масштаб увеличивается и производятся разрезы. Если ритмика совпадает (визуально), или места разрезов совпадают — остается только подстроить crossfade в склейке.

А если не совпадают — нужно взять меньшую часть разрезанного слова и в одном из дублей сдвинуть ее под второй. Таким образом, мы перемещаем ритмическое несовпадение из слога на паузу между словами, где несовпадение чаще всего незаметно.

Хорошей практикой является склейка слогов не на самом их стыке, а на середине какой-нибудь длинной согласной. Например, звуки ‘Ш’, ‘С’ и ‘Р’ клеются почти в любом месте. А поют их часто достаточно долго. И кроссфэйды не нужно подстраивать.

И вот, когда все уже составлено в одну дорожку на нужные места, остается настроить кроссфэйд. Cross-fade — «взаимный переход». Определяет наслоение одного куска на другой. Будет ли переход резкий (один дубль моментально отключился, а другой включился) или плавный (один дубль все тише, а в это время другой все громче). И по какому алгоритму будет изменяться громкость на переходе (линейно, экспоненциально/логарифмически, по синусу/косинусу и т.д.).

Я мог бы описать особенности каждого режима кроссфэйда, но вряд ли это будет полезнее, чем просто на сложной склейке послушать звучание каждого. Единственное, что советую — по умолчанию включать экспоненциальный режим. Изменение амплитуды (громкости) звука воспринимается ухом не линейно, поэтому в линейном режиме изменение громкости будет слушаться будет неравномерно.

Длительность кроссфэйда подбирается на слух. Так, чтобы не было щелчков, чтобы склейку не было слышно. При этом звучать должна только отдельная аудио дорожка, которую Вы монтируете, остальные должны быть отключены. В каких-то случаях переход в склейке долгий и это звучит плавно, а в каких-то — быстрый, и это тоже не заметно.

Хочу отметить, что иногда склеить слоги не получается (хотя у меня такая проблема возникает очень редко). И времени уйти на одну склейку может ощутимо. Поэтому, если есть возможность переписать все слово — переписывайте!

Занятно, что при склейке словами разная манера подачи звука ощущается сильно, а при склейке слогами — она может ощущаться меньше:) Но единого правила нет.

На картинке — звуки «тые» (окончание слова). Склейка двух дублей проведена между слогами, микропауза отсутствует. Использован линейный кроссфэйд.

 

Склейка тянущейся гласной

Высший пилотаж монтажа. Бывают очень высокие или очень низкие ноты, которые даже на записи сложно исполнить хорошо несколько раз подряд. И тогда приходится их тюнить или клеить.

Во-первых, оба дубля должны быть строго на одной высоте. Если один будет чуть ниже или чуть выше — ничего не выйдет. Поэтому, сначала нужно затюнить оба дубля. Далее правила, где делать разрез — нет. Лишь бы плохо спетые куски обрезались… Скорее всего, придется долго на слух искать место склейки, а также длину и режим кроссфэйда.

Есть несколько рекомендаций. Во-первых, склейка на сильной доле (особенно, на ноте ударного инструмента) заметна меньше, чем в другом месте. Некоторая неровность склейки зазвучит ритмично и даже может стать фишкой записи.

Во-вторых, сохраняйте логику звукового сигнала. В крупном масштабе иногда просматривается то сужение, то расширение амплитуды. Клейте так, чтобы частота сужений и расширений не нарушалась. Часто для этого нужно сдвинуть правый фрагмент. Пусть он будет не на месте, зато сохранится тенденция звукоизвлечения и это будет лучше.

Другим полезным моментом может стать увеличение масштаба до максимума, чтобы сохранить логику сигнала на этом уровне. То есть, если сигнал шел сверху вниз и не дошел до отрицательного максимума, после склейки он не должен внезапно опять идти вверх, или оказаться резко снова вверху своего значения и начать опускаться. Такая детальность нужна редко, но порой помогает избавиться от щелчков. Конечно, при такой склейке кроссфейд нужно сделать очень коротким (по сути, мы вручную кроссфэйдим).

На изображении — слово «зовут», у которого долго тянется второй слог. Тут две склейки — между слогами (видно, что слоги разделены микропаузой) и в середине тянущейся ноты. Это пример простого случая склейки внутри слога, потому что удалось скрыть склейку с линейным коротким кроссфэйдом.

 

Монтаж нескольких голосов

Когда записывается много бэк-вокала или многоголосья, монтаж сильно помогает сделать голоса синхронными, сливающимися воедино. В живую-то исполнители смотрят друг на друга, а записываясь по очереди такой  возможности нет и попадать ритмически друг в друга сложнее. Особенно, если время на запись ограничено.

 

Синхронная атака

Часто полезно пододвинуть первое слово нового голоса под основной, чтобы они начинали в один момент. Всегда не состыковки заметнее всего в самом начале и в самом конце. Поэтому лучше передвинуть их в середину:) Иногда приходится вообще обрезать атаку второго голоса (например, когда плохо сходятся въезды в первую ноту, или согласные спеты по разному) и плавно поднять громкость уже на первой гласной.

 

Синхронное снятие

Самое простое в монтаже — обрезать окончания:) Все склеивается на 100%. Главное, не просто обрубать лишний кусок (даже во второстепенных голосах), а брать самый конец звука (где из широкой амплитуды сигнал переходит в тоненькую) и переставлять его на место, где нужно закончить голос. Так сохранится естественное снятие. Хотя порой, когда много голосов, в некоторых лучше просто резко обрезать, чем сохранять снятие.

 

Синхронные согласные в конце слов

Часто непрофессиональные звукорежиссеры ленятся двигать согласные на конце слов в многоголосьях. Это слышно и это неприятно, понижает воспринимаемое качество всей записи. Как правило, такие согласные берутся через микропаузу, но не видны в обычном масштабе отображения аудио сигнала. Поэтому там, где они есть — увеличивайте масштаб, чтобы согласные появились на экране, а затем просто режьте их и двигайте друг под друга, как отдельные слова=)

 

Вот и всё, что бывает при монтаже. В общих чертах. В другой раз я дам практические советы, как ускорить монтаж непосредственно в Samplitude. Задавайте вопросы или пишите отзывы о статье в комментариях, подписывайтесь на обновления блога:) До скорых встреч!

  •  
Комментарии:

 Прокомментировать