Июл 122012
 

Оригинал: http://greenday-fan.my1.ru/photo/3-0-274-3Существенно разнообразить создаваемую музыку позволяет использование баса на не основных для аккорда тонах. Я постарался немного систематизировать свой опыт, снабдив его примерами из современной эстрадной музыки.

Удвоение басом неосновного звука в аккорде применяется не случайным образом. Оно обусловлено не только желанием расширить музыкальную палитру, но и возможностью сделать движение баса более мелодичным, более плавным. Также стоит отметить, что созвучия, когда бас дублирует не основной тон аккорда, являются достаточно неустойчивыми. Поэтому применяются как связующие для более устойчивых аккордов.

Вот несколько наиболее типовых вариантов использования (в миноре):

1) Полутоновое движение вниз от I ступени до VI ступени.

Создается достаточно активное, выразительное, торжественное звучание.

  1. Бас попеременно удваивает основной и терцовый тоны аккордов.
    Примеры:

    • Deep Purple — Highway Star (фрагмент клавишного соло — Am E/G# G D/F# F)

      Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

    • Мастер — Високосный Век (вступление Dm A/C# C G/H B F/A E/G# A7sus4)

      Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

      Обратите внимание, здесь полутоновое движение продолжается вниз на V ступень, как терцовый тон параллельного фа-мажора. Затем, на IV# ступень (ми-мажор — доминанта к доминанте ре-минора), и вновь возвращается на V ступень, но уже как основной тон доминанты ре-минора.

     

  2. Возможны вариации, когда какие-то полутоны опускаются.
    Примеры:

    • Бас на ступенях I, VII#, VII, VI#: Григорий Лепс — Лабиринт (1 куплет — Gm D7/F# F C/E Gm D7/F# Cm Cm/B F/A)

      Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

    • Бас на ступенях I, VI#, VI: Мельница — Гори, Москва! (3 строка припева — Am D7/F# F G)

      Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

    • Бас на ступенях I, VII#, VII: Rhapsody — Lamento Eroico (припев — C#m G#/C H F#m A H)

      Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

     

2) Поступенное движение вниз от III ступени до VI.

Правильнее было бы рассматривать этот пример в параллельном мажоре, но для наглядности сравнения мы обопремся на минорную тональность. Бас удваивает попеременно основной и септовый тоны аккордов. Создается мягкое, плавное, задумчивое звучание.

Общий пример:F F7M/E Dm Dm7/C B B7M/A Gm

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Его можно зациклить и от VI  ступени перейти вновь к III, т.е. двигаться вниз бесконечно.

Примеры:

  • Григорий Лепс — Рюмка водки на столе (куплет — E E7M/D# C#m A A7M/G# F#m H A E A).

    Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

    Тут пропущен септовый аккорд I ступени — C#m7/B.

  • J.S.Bach — Air-Suite No. 3 In D-dur, BWV 1068 (вступление — D D7M/C# Hm Hm7/A G E/G# A A7/G F#dim …)

    Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

    Бах спускается лишь до VI ступени, затем очень красиво меняет движение. Через полутон (двойная доминанта, как и в примере с группой Мастер) поднимается к доминанте параллельного мажора. Затем шагает вниз на тон, добавив к доминанте параллельного мажора малую септиму. Далее возникает  не тональный F#, но это уже тема для отдельной статьи:)

 

3) Поступенный переход от I (IV) ступени к III (VI) и наоборот.

Бас на II (V) ступени удваивает терцию в аккорде VII (III) ступени. Создается яркое, торжественное звучание.

Примеры:

  • Чиж и Ко — Вечная молодость  (Em D/F# G Am H7 Em)

    Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

  • Ария — Улица Роз (запев — B C F C/E Dm C Gm A)

    Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

 

4) Кадансовый кварт-секст.

В принципе, возможно удвоение квинтового тона любого аккорда, но наиболее употребимым является кадансовый кварт-секст аккорд: аккорд I ступени + бас на V ступени. Чаще всего, после него следует доминанта (можно рассматривать кадансовый кварт-секст как доминанту с задержанием).

Пример:Lionel Richie — Hello (вторая часть припева — Dm7 G7M C7 F7M B7M Am/E E).

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

 

5) Органный пункт.

В строгом понимании, бас играет одну и ту же ноту (как правило, тонику или V ступень), а аккорды меняются. В этом примере бас играет фигурацию из двух нот, которая, по сути, тоже является органным пунктом.

Пример:Symphony X — Sea Of Lies (куплет — Em7 D/E Am/E Em)

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

 

 

Эти варианты используются в современной эстрадной музыке очень часто. Но совсем не обязательно связывать плавность движения баса с удвоением неосновного тона. Такие удвоения могут быть и после скачков.

Пример: Лепс  — Храни Вас Бог (вторая часть припева — Gm B F/A F7/Eb B B7M/Ab Eb B/D Cm … )

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

В этой песне очень красивая, богатая, но в то же время — не сложная гармония. Используются всевозможные комбинации удвоения басом неосновных тонов. И я намерен проанализировать ее подробно в отдельной статье.

 

Другой пример, не попадающий в типовые варианты:

OST Lion King (Elton John) — Circle of Life (куплет — B Cm7/B F/A B Gm …)

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Эта песня написана в мажоре, но для наглядности сравнения я представил ее в параллельном миноре. Можно сказать, что в начале имеется органный пункт (тип 5). С другой стороны, второй аккорд — это септ с удвоенной басом септимой (тип 2).  Затем происходит  переход от III ступени к III через II (тип 3).

 

Пример, когда последовательно совмещены удвоение септового и терцового тонов:

Григорий Лепс — Лабиринт (1 куплет — Gm D7/F# F C/E Gm D7/F# Cm Cm/B F/A)

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

 

Обязательно пробуйте играть на клавишных удвоения из примеров, а также совмещать разные примеры. Это позволит скорее добавить все эти приемы в свою «внутреннюю сочинительскую копилку». А значит, и применять их свободно, не высасывая из пальца.

Музыка очень многообразна и возможны совершенно любые варианты неосновного баса. В этой статье я постарался вспомнить только наиболее часто применимые случаи. Надеюсь, этот материал поможет вам сделать Вашу музыку ярче!:)

  •  
Комментарии:

 Прокомментировать