Июл 272012
 

Наконец-то я подготовил заключительную статью о Лабиринте. Сегодня мы закончим разбирать эту замечательную песню и я уже придумал, о чем буду писать в следующий раз:) Напомню, что в первой статье был составлен план и разобран инструментальный проигрыш песни из репертуара Григория Лепса. А во второй был проанализирован первый куплет, первый припев и модуляция в си-минор.

Идем далее:)

 

6. B — Куплет 2

Поскольку гармонии во второй части песни не меняются, я не стал их подписывать еще раз. Они были подробно раписаны в первой и второй частях статьи.

Второй куплет отличается от предшествующего, во-первых, тональностью. О модуляции мы уже говорили, самое главное по драматургии — что создается ощущение взлета, куда-то ввысь. Именно на этом ощущении и проходит второй куплет. Начатый модуляцией, полет продолжается и благодаря высокой вокальной партии.

В свою очередь, вокальная партия оказывается выше по двум причинам. Сама по себе модуляция подняла ее на большую терцию. Но еще на одну большую терцию ее поднял и композитор — если в первом куплете мелодия была немного задумчивой и вилась вокруг 3 ступени (терцовый звук тонического трезвучия), то тут мелодия проведена вокруг 5 ступени (квинтовый звук). Это делает ее уверенной, сильной, отчаянной. Но к концу куплета, звучащему более задумчиво, мелодия возвращается в тот же вид, в котором была и в начале песни.

Во-вторых, второй куплет отличается от первого яркой партией бас-гитары, делающей звучание основательным, создающей еще больше движения, полета. Посмотрим, что именно играет бас-гитара по тактам.

38 такт. Гармония — тонический аккорд. Бас играет I ступень, затем IV и V. Что это? Это тоны субдоминанты и доминанты. Можно сказать, что внутри одной гармонии развивается другая. Сам по себе, полный гармонический оборот (T S D T) звучит очень законченно и основательно. Здесь мы имеем некоторую его часть и она отлично склеивает 38 и 39 такты.

39 такт. Гармония — гармоническая доминанта. Бас возвращается на малую секунду ниже, чем должен был бы в случае полного гармонического оборота. В итоге, удваивается терцовый тон доминанты, как и в первом куплете. Затем бас перемещается на V ступень (основной тон доминанты) и на октаву выше. Т.е., обыгрываются ноты доминантового аккорда.

40 такт. Гармония — аккорд VII ступени. Бас обыгрывает его основной звук, затем квинтовый и еще раз основной.

41 такт. Гармония — мелодическая субдоминанта. Бас обыгрывает терцовый звук, основной и опять терцовый.

42 и 43 такты аналогичны 38 и 39, а далее все так же, как и в первом куплете. Вроде бы, бас не добавил почти никаких новых нот в гармонию (только VI ступень в 38 такте), но за счет своего перемещения по нотам аккордов существенно изменил настроение музыки. Она стала бойкой, напористой, уверенной и немного отчаянной.

Правда, очень красивая партия баса?:)

 

7. C — Припев 2

Здесь нет никаких изменений по сравнению с первым припевом (ноты всей композиции можно посмотреть тут). Более высокий регистр мелодии и общее развитие композиции усиливает эмоциональность этого припева, но гармония и мелодия не меняются.

 

8. A — Инструментальная тема

Сама по себе музыка почти не меняется по сравнению с тем, что было в начале. К ведущей мелодию гитаре добавляется терцовый подголосок (66-69 такты), что делает музыку ярче. Но сам по себе проигрыш внезапно начинается в новой тональности — в до-миноре. Это на малую секунду выше, чем предыдущая тональность. В таких случаях говорят о внезапной модуляции. Такой шаг вверх на малую секунду, как и в первой модуляции этой песни, создает ощущение взлета. Это место ощутимо продвигает композицию к своему завершению именно за счет промодулированного возврата к теме из вступления.

 

9. C — Припев 3

В третьем припеве небольшие изменения претерпевает только мелодия. Если ранее в первом такте использовались скачки, что создавало некоторую задумчивость, то тут нет никаких скачков. Мелодия начинается на ступень выше, чем она начиналась ранее. Ее острый не аккордовый звук (VII ступень, квартовый звук субдоминанты, с который начинается припев) в совокупности с исполнением Лепса дает просто душераздирающий эффект! Далее мелодия плавно спускается вниз, почти поступенно (очень распевное звучание).

  

10. Окончание

Кода в этой песне такая же простая и лаконичная, как и вступление. После припева дважды повторяется гармония последних двух тактов, сбавляя накал страстей. Затем затихают барабаны. И в заключении встречается тот же самый тонический аккорд с задержанной снизу терцией, который был в самом начале.

 

Пара слов о композиции

Итак, что мы имеем? Всего три музыкальных фрагмента, из которых мастерски составлена длинная, очень красивая и динамичная песня на более, чем 5 минут. Всего три приема, отсутствие которых сделало бы песню ужасно занудной:)

  1. Модуляции. Куплет и проигрыш повторяются дважды, каждый раз тональность меняется. Припев повторяется трижды, каждый раз в новой тональности. В итоге звучит свежо.
  2. Ударные инструменты. Полностью отсутствуют до первого припева, играют очень осторожно (бочка+удар по ободу малого и тихий, прикрытый хэт\райд) в припеве. А во втором куплете и далее играют в полную силу.
  3. Легкие изменения и дополнения в повторных проведениях мелодий. Появление терций во втором проигрыше, пение от другой ступени в начале второго куплета, изменение скачкообразной мелодии на распевную в третьем припеве.

Многие начинающие сочинители не пользуются подобными приемами и в итоге их песни, порой даже более короткие, имеющие неплохие мелодии, звучат ужасающе скучно и однообразно.

 

Послесловие

Можно еще много о чем долго писать — о том, как строится мелодия, как она сочетается с гармонией. Какие особенности звукоизвлечения, ритмические смещения используются исполнителями и какой драматический эффект это создает. Было мало сказано о связи текста с музыкой… Почти ничего не сказано о сведении, о работе звукорежиссера над целостностью и драматургией. И про аранжировку почти не было упомянуто.

Но цель статьи была в гармоническом и композиционном анализе, который и был сделан. Я надеюсь, этот трехчастный трактат кому-то поможет научиться лучше понимать музыку… Пишите в комментариях Ваши вопросы по теме, я буду рад подискутировать:)

 

Скачать ноты, использованные в статье: http://songwritter.ru/audio/120717/leps_labirint.pdf

Послушать ноты в миди:

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Вам может быть также интересно:

  •  
Комментарии:

 Прокомментировать